Главная

В целях совершенствования специальной подготовки студентов в процессе обучения веб-дизайну, было проведено исследование методом анкетирования. Задачами анкетирования является выявление следующих вопросов:

  • Современный взгляд на понятие термина «веб-дизайнер»?
  • Какими знаниями и умениями должен обладать специалист, принимаемый на должность веб-дизайнера?
  • Какие требования к его компетентностному уровню предъявляются?

Необходимость данного исследования заключается в том, что современное академическое образование зачастую отстает от реалий производства потока информации (а область Web-производства стремительно развивается). Так же в имеющейся специальной учебной литературе и в методах преподавания отсутствует точное определение целей подготовки специалистов в данной области. Не достаточно определен компетентностный уровень специалистов веб-дизайнеров.

Анкетирование проводилось с ноября по декабрь 2011 г. при помощи электронной почты и интерактивной онлайн-формы (на выбор респондента). В качестве респондентов были выбраны руководители веб-студий, либо лица, отвечающие за работу с кадрами в этих компаниях. Адреса веб-студий были взяты с официальных сайтов компаний. Выбор веб-студий определился территориальным признаком по следующим городам:

Города Выслано приглашений Приняли участие
Москва 111 10
Санкт-Петербург 98 15
Екатеринбург, Челябинск, Краснодар, Хабаровск 63 5
Итого: 272 30

Интересным побочным фактом проведенного анкетирования является активность участников. Из высланных 272 приглашений участие приняли только 11% компаний. Это свидетельствует о закрытости российского бизнеса – нежелание тесного сотрудничества производства с учебными заведениями. Из принявших участие 36,6(6)% ответили при помощи электронной почты, 63,3(3)% при помощи интерактивной формы на сайте. Последняя цифра говорит о перспективах проведения различных опросов и исследований при помощи интерактивных форм в онлайне. К тому же, интерактивная форма позволяет получить более точные статистические сведения, в отличие от электронного письма, где респондент может «воздержаться» от некоторых вопросов, требующих однозначный ответ.

В результате анкетирования были получены следующие данные:

1. Обязательное наличие портфолио:

  • Да – 96,6(6)%;
  • Нет – 3,3(3)%.

2. Необходимость умений владеть графическими редакторами распределилась следующим образом:

  • Adobe Photoshop – 96,6(6)%;
  • CorelDRAW – 50%;
  • Adobe Flash – 36,6(6)%;
  • Adobe Illustrator – 23,3(3)%;
  • Adobe Fireworks – 10%;
  • GIMP – 6,6(6)%;
  • Любой – 3,3(3)%.

3. Необходимость умений владеть программами трехмерного моделирования:

  • 3D Studio MAX – 16,6(6)%;
  • Cinema 4D – 6,6(6)%;
  • Maya – 3,3(3)%.

4. За умения владеть WYSIWYG-редактором Adobe Dreamweaver высказалось 20% респондентов. За остальные предложенные редакторы верстки ни один из респондентов не проголосовал.
5. Уровень умений пользоваться языком гипертекстовой разметки HTML:

  • Поверхностное – 66,6(6)%;
  • Глубокое – 20%;
  • Не обязательно – 13,3(3)%.

6. Необходимость знаний и умений владеть другими интернет-технологиями распределились следующим образом:

  • CSS – 40%;
  • PHP – 13,3(3)%;
  • JavaScript – 13,3(3)%;
  • XML – 13,3 (3)%;
  • AJAX – 6,6(6)%.

7. Умения работы с CMS при создании сайта:

  • Не обязательно – 40%;
  • Пользоваться CMS (наполнять сайт) – 20%;
  • Создавать сайт «с нуля» – 13,3(3)%;
  • Не определились с ответом – 26,6(6)%.

8. Умения работать в каких CMS предпочтителен:

  • 1C-Битрикс – 20%;
  • UMI.CMS – 13,3(3)%;
  • Joomla! – 13,3(3)%;
  • WordPress – 13,3(3)%;
  • Drupal – 3,3(3)%.

9. Умения создавать макет со слоями, сеткой, пользоваться промышленными стандартами:

  • Обязательно – 60%;
  • Не обязательно (обучается в процессе производства) – 36,6(6)%;
  • Не определились с ответом – 3,3(3)%.

10. Умение верстки шаблона для CMS по макету:

  • Нет – 63,3(3)%;
  • Да – 30%;
  • Не определились с ответом – 6,6(6)%.

На основании полученных данных проведем некоторый анализ.
В анкету преднамеренно не был включен вопрос о необходимости высшего либо специального образования у сотрудника, претендующего на должность веб-дизайнера:

  • первой причиной является отсутствие в России специального образования в данной области, за исключением курсов дополнительного образования и отдельных дисциплин («Веб-дизайн», «Интернет технологии» и т.п.), включенных в программу обучения специалистов близких по профилю: дизайнеров, программистов, журналистов и т.д.
  • второй причиной является недоверие руководителей компаний к дипломам, сертификатам, удостоверениям, что ярко подтверждается первым пунктом анкеты. Качественное портфолио является лучшим подтверждением компетентностного уровня специалиста!

Тем не менее, пункт 9 свидетельствует о том, что предприятиям нужны уже подготовленные специалисты по веб-дизайну. Лишь треть руководителей компаний готовы самостоятельно готовить необходимые кадры.

Анализируя пункты 2-10 можно приди к выводу, что веб-дизайнер в первую очередь должен обладать навыками работы в графических редакторах. Лидером здесь является редактор растровой графики Adobe Photoshop. На втором месте находится редактор векторной графики CorelDRAW. Специализированный для Веб-графики редактор Adobe Fireworks пользуется очень малым интересом. Вероятная причина – большое количество кадров пришли в веб-дизайн из полиграфии, где эталоном стандарта является Adobe Photoshop.

В отличие от программ растровой и векторной графики, программы 3D-моделирования применяются реже, хотя компании начинают проявлять к 3D-графике интерес. Но, компетенция от веб-дизайнера в данном направлении не требуется, хотя и приветствуется. Руководители предпочитают для этой области задействовать отдельных специалистов.

В вопросы были включены в качестве вариантов ответов перечень программного обеспечения распространяемого свободно (Gimp, Inkscape, Blender, KompoZer). Как выяснилось, интерес со стороны веб-студий к данным программам отсутствует, хотя эти программы активно внедряются в учебный процесс учебными заведениями. [1] На это могут влиять следующие факторы:

  • Веб-студии обладают достаточными средствами для приобретения проприетарного программного обеспечения.
  • Веб-студии пользуются не лицензионным программным обеспечением.
  • Свободное программное обеспечение не соответствует специфическим стандартам для создания веб-приложений.

Такие навыки как знание языков программирования, умение верстать шаблоны, работать с CMS, находятся на втором месте и в большинстве случаев не обязательны для веб-дизайнера. Причина кроется в следующем. На большинстве предприятий процесс создания веб-ресурса разбит на этапы, где задействованы разные специалисты. Получается так называемый конвейерный процесс разработки веб-сайта.

Изначально под термином «веб-дизайнер» подразумевался специалист, проектирующий и создающий веб-сайты в целом. В основном такие специалисты пришли из среды программистов. Современные веб-ресурсы довольно таки сложны и стали требовать привлечения множества экспертных специалистов. Стали задействоваться специалисты вышедшие из полиграфии, т.к. приоритет стал отдаваться не сколько технологиям, сколько к внешнему оформлению. В результате изменилось отношение к самому понятию «веб-дизайнер».

Специалист, совмещающий в себе как технические, так и эстетические навыки, так называемый «универсальный специалист», именуется «веб-мастер». Такой специалист больше всего интересен небольшим компаниям. Либо он вовлечен во фриланс. По заявлению респондентов, такой специалист менее эффективен в крупных организациях.

В процессе анкетирования рядом респондентов было высказано и такое представление о понятии термина «веб-дизайнер»: т.к. современный процесс производства веб-ресурсов разделяется на ряд этапов, в том числе проектирование, верстка, программирование, то термин «веб-дизайнер» относится к узкому кругу специалистов, занимающихся графическим дизайном. В научных трудах высказывается идея, что на должность веб-дизайнера больше всего подходят выпускники художественных факультетов, что подтверждает позицию ряда респондентов в этом вопросе. [2]

Это говорит о необходимости более активного внедрения в учебный процесс специальных дисциплин, для профиля веб-дизайнер, то есть вопросов связанных с искусством, в частности с композицией. [3, с. 31]

На основании проведенного исследования можно сделать выводы, что при подготовке специалиста следует обратить внимание на следующие вопросы:

  • более активно внедрять в учебные дисциплины художественных факультетов вузов специальные дисциплины области веб-дизайна;
  • совершенствовать существующие методики специальной подготовки студентов в процессе обучения веб-дизайну;
  • сосредоточить внимание при изучении дисциплины на художественно-эстетические составляющие, использование средств композиции (свойств формы и композиционные закономерности);
  • уделить должное внимание использованию современных программ графического дизайна, способствующих повышению компетентностного уровня веб-дизайнера, выраженного в умении создавать стилевое единство веб-сайтов, высоком художественном вкусе, что в конечном счете будет способствовать повышению качества визуальных коммуникаций.

Список литературы:

  1. Филенко Р. Е. Применение программного обеспечения в учебном процессе по специальности дизайн / Р. Е. Филенко // Сборник статей аспирантов и студентов ДВГГУ / под ред. Л. В. Блинова. - Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2011. - С. 93-98.
  2. Блуднов Г.П. Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов : диссертация … канд. пед. наук / Г. П. Блуднов. – М., 2004. – 186 с.
  3. Бандуристый Ф.Ф. Семиотические системы как средство образовательного и воспитательного процесса в изобразительном искусстве и дизайне / Ф.Ф. Бандуристый // Современное искусство: проблемы, тенденции, перспективы, (в рамках второго Международного фестиваля современного искусства "Увидеть невидимое"): сб. статей / под ред. Л. В. Блинова. - Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2011. С. 23-33.

 

Источик:

Филенко Р. Е. Компетенции веб-дизайнера глазами работодателя по результатам анкетирования / Р. Е. Филенко // Сборник статей аспирантов и студентов ДВГГУ / под ред. Л. В. Блинова. - Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2012. - С. 115-120.