Трудности трактовки терминов используемых в композиции

В процессе обучения студенты  художественно-графического направления выполняют учебные и творческие задания, при оценивании которых учитывается один из критериев такой, как композиция. Композиция, как соподчиняющая сила во всех видах искусств [1] имеет большое значение и изучается с первых курсов, в частности подробно рассматривается в пропедевтике. Но, как показывают результаты опроса студентов второго и более поздних курсов, у них наблюдается низкий уровень остаточных знаний по данной дисциплине. При выполнении практических заданий, студенты не могут провести четкий анализ полученного результата. Оценка собственной работы и работ коллег является субъективной и определяется по принципу: нравится – не нравится. Правильные решения формируются на подсознательном уровне больше за счет интуиции, чем за счет заранее спланированных целей и задач. Одна из причин не использования осознанно средств композиции является отсутствие единой четкой систематизации терминов и понятий, используемых в композиции.

Сам термин композиции не всегда правильно используют и в учебных материалах. То, что в  академических кругах называется словом композиция, в статьях современных западных авторов периодически подменяется термином: дизайн. То есть термином, изначально имеющим другое значение. Подобный материал возможно и имеет ценность в кругах обывателей, которым поверхностно необходимо изучить вопрос для общего кругозора, но, для получения системных знаний, подобная информация зачастую малопригодна по причине, что создаёт некоторую путаницу.

Вопросы композиции рассматривали многие специалисты в области искусства и некоторые учёные. Для анализа были взяты работы таких авторов как:  Александрович А.Б. [2]; Шорохов Е.В. [3]; Даглдиян К.Т. [4]; Крючкова К.К. [5]; Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. [6]; Иоганек Т. [7]; Сомов Ю.С. [8]; Нешумов Б.В., Щедрин Е.Д., Минервин Г.Б. [9]. В результате анализа определений различных терминов наблюдаются некоторые расхождения. Рассмотрим по порядку термины, не имеющие общей трактовки:

Контраст – закон [2, 3]; принцип визуального восприятия [4]; средство композиции [5, 8, 9]; закономерность [6, 8]; принцип [7].

Нюанс – закон [2]; средство композиции [5, 8, 9]; закономерность [8].

Подобие (тождество) – закон [2]; закон визуального восприятия [4]; средство композиции [5]; закономерность [6].

Симметрия – закон [2]; правило [3]; вид композиционного баланса [4]; средство композиции [5]; принцип [7]; особенность организации (свойство) формы [8]; проявление ритмической закономерности [9].

Асимметрия – закон [2]; правило [3]; вид композиционного баланса [4]; средство композиции [5]; особенность организации (свойство) формы [8].

Равновесие (баланс) – условие в асимметрии [2]; принцип визуального восприятия [4]; закон [5]; качество / свойство композиции [8].

Пропорции – закон [2]; изобразительное средство [4]; средство композиции [5, 8, 9]; закономерность [6, 8]; принцип [7].

Масштабность – закон [2]; изобразительное средство [4]; средство композиции [5, 8, 9]; закономерность [6]; качество композиции  [8].

Ритм – закон [2]; правило [3]; принцип визуального восприятия [4]; средство композиции [5, 8, 9]; закономерность [6, 8]; принцип [7].

Цельность – закон [2, 3]; принцип общего единства [4]; качество композиции [8].

Подчиненность – закон [3, 5]; закономерность [6].

Композиционный центр (доминанта) – правило [3]; принцип визуального восприятия [4]; элемент выразительности [5].

Точка – изобразительное средство [4]; средство композиции [5].

Линия – изобразительное средство [2, 4]; средство композиции [3, 5].

Штрих – изобразительное средство [2]; средство композиции [3].

Форма – изобразительное средство [4]; средство композиции [5].

Пятно – изобразительное средство [2]; средство композиции [3, 5].

Размер (величина) – изобразительное средство [4]; свойство формы [6, 9].

Модуль – элемент простой пропорции [2]; изобразительное средство [4]; проявление ритмической закономерности [9].

Светотень (тон) – изобразительное средство [2, 4]; средство композиции [3, 8]; свойство формы [6, 9].

Цвет – изобразительное средство [4]; свойство формы [6, 9].

Текстура – изобразительное средство [4]; средство композиции [5, 8]; свойство формы [9].

Фактура – изобразительное средство [4]; средство композиции [5, 8]; свойство формы [6, 9].

Линейная и воздушная перспективы – изобразительное средство [2]; средство композиции [3].

Как видим, единой трактовки данных понятий не существует. Разнообразие трактовок скорее приводит в замешательство начинающих изучать композицию, чем упрощает процесс понимания вопроса. В частности при создании электронных тестов могут возникнуть трудности написания однозначных ответов.

Отдельно хотелось бы затронуть вопрос трактовки такого понятия как закон. Закон – это обычно нормативно-правовой акт, кем то принятый и утверждённый. Нарушившего же закон ждёт неминуемая кара. То есть, если мы нарушили закон композиции, то вся работа, априори несостоятельна, а автора работы необходимо порицать. По сути, вся творческая работа сводилась бы к заучиванию и соблюдению основных правил и любое отклонение от них (импровизация) была бы не допустима (только лишь вариативная комбинаторика и работа по шаблону). Часть студентов как раз воспринимают композицию, не более чем компоновкой элементов на плоскости или в пространстве. В действительности же человеческая культура находила взаимосвязь явлений из реального мира и, обобщая их, приходила к определённым правилам, улучшающим восприятие художественных произведений. Поэтому, понятие «закона композиции» правильным было бы трактовать как композиционные закономерности гармонизации формы.

Закон визуального восприятия – данный термин, скорее всего, должен звучать как «особенность визуального восприятия», ибо само понятие «визуальное восприятие» более аналогово, чем дискретно.

Обобщив проанализированный материал и изучив ряд других источников, была принята собственная классификация терминов и понятий. Предлагаемая структура не является совершенной в качестве универсальной модели, но позволяет упростить процесс анализа работ студентов, используя единую формулировку для различных понятий. Структура выглядит следующим образом:

Средства композиции: композиционные закономерности гармонизации формы, композиционные приемы, свойство композиции, свойство формы, геометрический вид формы.

Композиционные закономерности гармонизации формы: контраст, нюанс, подобие, симметрия, асимметрия, пропорции, масштабность, метро-ритмический порядок, подчиненность.

Композиционные приемы: выравнивание (модульная сетка), компоновка, композиционный центр (доминанта, акцент), направленность считывания информации.

Свойство композиции: равновесие (баланс), цельность, выразительность.

Свойство формы: геометрический вид, величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, тон, светотень, пластика (рельеф), тектоника (конструктивное построение).
Геометрический вид формы: точка, линия (прямая, ломаная, кривая), поверхность (плоская, криволинейная), объем.

Предлагаемая систематизация позволяет преодолевать ряд трудностей в процессе обучения [10]. Позволяет освежить знания у студентов уже изучавших пропедевтику (необходимо использовать, по мимо прочего, наглядный материал с примерами). А так же позволяет однозначно трактовать термины и понятия, что облегчает процесс анализа выполненных работ.

 

Список литературы:

1. Бандуристый Ф.Ф. Семиотические системы как средство образовательного и воспитательного процесса в изобразительном искусстве и дизайне // Вопросы теории, практики, истории, методики обучения и воспитания на факультете изобразительного искусства и дизайна / под. ред. Ф.Ф. Бандуристого. Хабаровск, 2011.

2. Александрович А.Б. Основы композиции в учебном рисунке : Учеб.-метод. пособие / Сост. А.Б. Александрович. - Мн.: УП «Технопринт», 2001. - 80 с.

3. Шорохов Е.В. Основы композиции : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2109 «Черчение, рисование и труд». - М.: Просвещение, 1979. - 303 с.

4. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция : учебн. пособие / К.Т. Даглдиян. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 312 с.

5. Крючкова К.К. Композиция в дизайне. Организация плоскости. Формирование знаков: (Учебно-методическое пособие). - К-н-А.: Жук, 2009. - 426 с.

6. Кринский В.Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции. / В.Ф. Кринский, И.В. Ламцов, М.А. Туркус. - М.: Издательство литературы по строительству, 1968. - 168 с.

7. Иоганек Т. Техническая эстетика и культура изделий машиностроения. - М.: Машиностроение, 1969. - 296 с.

8.Сомов Ю.С. Композиция в технике. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1977. - 271 с.

9. Художественное проектирование : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» / Б.В. Нешумов, Е.Д. Щедрин, Г.Б. Минервин и др.; Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

10. Филенко Р. Е. Значение композиции при обучении веб-дизайну студентов художественных факультетов // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2013. № 1. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-1-2013/pedagogics/filenko.pdf

 Источник:

Филенко Р.Е. Дальневосточный вектор изобразительного искусства России: сборник научных трудов. В 2-х частях. Ч. I. /Приамур. гос. ун-т им. Шолом-Алейхема. - Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2016. -173 с.