Значение композиции при обучении веб-дизайну студентов художественных факультетов

В нашу жизнь активно внедряется Интернет. Как в начале ХХ в. распространение электричества и автотранспорта коренным образом изменили уклад жизни человечества, так и в начале XXI в. Интернет затронул множество сфер человеческого существования. Изначально созданный как механизм обмена научной информации, сейчас приобретает формы универсального инструмента, используемого в экономике, науке, досуге и политике. В результате возникает спрос на специалистов, способных создавать и сопровождать интернет-ресурсы. В частности, востребована такая специальность, как веб-дизайнер. В России отсутствует специальное образование в данной области, за исключением курсов дополнительного образования и отдельных дисциплин («Веб-дизайн», «Интернет-технологии» и т.п.), включенных в программу обучения специалистов близких по профилю: дизайнеров, программистов, журналистов и т.д.

Для общего представления положения в области обучения студентов веб-дизайну были предприняты следующие шаги:

  • собеседование с работодателями, предъявляющими требования к молодым специалистам;
  • анализ специальной литературы;
  • анализ программ обучения веб-дизайну на различных факультетах;
  • поиск методических подходов, оптимизирующих процесс обучения студентов веб-дизайну.

В процессе исследования были выявлены противоречия, заключающиеся в том, что требование стандартов и составленных программ обучения зачастую не соответствуют ожиданиям работодателя и предъявляемых требований к претендентам на должность веб-дизайнера. Для уточнения предъявляемых требований работодателем к сотруднику, претендующему на должность веб-дизайнера, было проведено анкетирование и собеседование с руководителями веб-компаний, а также лицами, отвечающими за работу с кадрами. В результате было выявлено, что к должности веб-дизайнера относятся требования, предъявляемые к дизайнеру-графику и художнику.

Стоит отметить работы подготовки студентов в области компьютерной графики О.В. Арефьевой и Т.В. Черняковой.

Проводя подготовку специалистов разных направлений в рамках дисциплины «Веб-дизайн» в системе художественных факультетов педагогических и гуманитарных вузов, возник ряд трудностей:

  1. Определение точной цели подготовки.
  2. Методические трудности.
  3. Отсутствие специальной учебной литературы.
  4. Не развитый понятийный аппарат (наличие различных формулировок к одному и тому же термину).

Первым научно обосновать методику обучения дисциплине «Веб-дизайн» в системе подготовки студентов художественно-графических факультетов предпринял Г.П. Блуднов [1]. Согласно его исследованию, лучше всего на роль веб-дизайнеров подходят студенты художественно-графических факультетов, так как они являются наиболее перспективными специалистами в этой области ввиду того, что они изучают изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, а также композицию, в которой они в достаточном объеме получают знания о взаимодействии изобразительной формы: цвета (семантики), шрифта (синтактики), в процессе формирования или восприятия информации.

Был проведен анализ существующей учебной и учебно-методической литературы, который выявил, что существующая специальная литература в основном рассматривает технологии создания веб-сайтов (языки верстки и программирования), либо вопросы юзабилити – в основном как свод рецептов и правил, повышающих коммерческий успех веб-ресурса. В проанализированной литературе преобладает вербальный (синтактика) язык к разработке веб-ресурсов, что более свойственно для специалистов, занимающихся версткой веб-страниц. Языком же веб-дизайна должен являться не вербальный, а графический (изобразительный) язык как более эффективный в визуальных коммуникациях (способный передавать максимум информации минимумом изображений) [2]. К графическому языку предъявляются определенные требования и правила, специфические языку искусства. В частности – композиция.

Вопросы композиции в теоретической и учебной литературе, освящаются очень слабо, редко на конкретных примерах и образцах. Частично композиция для веб-ресурсов рассматривается у Д.Кирсанова [3] и П. Макнейли [4].

Анализ программ обучения веб-дизайну на различных художественных факультетах показал схожесть в содержании обучения. На первом этапе изучаются основы верстки веб-страниц средствами языка гипертекстовой разметки (HTML) и каскадных таблиц стилей (CSS). В некоторых случаях изучение HTML и CSS заменяется (дополняется) изучением программ верстки веб-страниц, в частности: Microsoft FrontPage, Adobe Dreamweaver. На втором этапе могут встречаться такие направления, как основы программирования для веб-ресурсов языками JavaScript, PHP (не свойственный материал для студентов художественно-графических факультетов), либо изучение программ для создания растровой и векторной графики, анимации, Flash-ресурсов, 3D-моделирования.

Делая вывод об имеющихся программах обучения веб-дизайну, считаем, что изучение графических программ студентами оправдано, но не рационально в рамках данной дисциплины. Их изучение необходимо проводить на ранней стадии, закрепляя лишь навык при выполнении заданий, связанных с веб-дизайном, учитывая специфику данного направления.

Проводя анкетирования среди студентов художественных факультетов для выявления остаточных знаний, после окончания курса (а также прошедших его год и два назад), в программу которого входил «традиционный» подход обучения веб-дизайну (на базе имеющейся методической и учебной литературы), было выявлено:

  1. Хуже всего студентами запоминается вербальная информация (в частности значение тегов языка гипертекстовой разметки и каскадных таблиц стилей). Например, на вопрос о теге создающему гиперссылку (базовый элемент, на котором построен Интернет), правильно ответили лишь 20 % студентов, имея при этом начальный опыт применения его на практике.
  2. В сложных технических моментах, специфичных для графического дизайна, студенты проявили высокие показатели знания.
  3. Знание терминов и понятий, отражающих общий кругозор, ? проявилось на среднем уровне. Основная зависимость была от индивидуального усердия каждого студента (посещение занятий, самостоятельное чтение специальной литературы).

Такой результат можно объяснить спецификой обучения студентов художественно-графических факультетов, и как результатом – особого склада ума, приспособленного к графическому мышлению. Тем не менее считаем, что студенты должны иметь базовые представления о процессе разработки веб-ресурсов. Студент должен знать:

  • основные теги языка гипертекстовой разметки (HTML);
  • основные принципы формирования графического изображения веб-страницы средствами каскадных таблиц стилей (CSS);
  • аппаратные и программные технические возможности современных средств отображения веб-ресурсов (разрешения экранов различных платформ, используемые браузеры).

Данные знания дают представление об ограничениях, специфичных для интернет-ресурсов, что позволит избежать в процессе создания собственных проектов нереализуемых решений. На базе этих знаний студент должен уметь самостоятельно реализовывать собственные творческие работы как минимум на уровне рабочего прототипа, не ограничиваясь лишь графическим макетом. Эти знания и умения позволяют студенту развиваться и как специалисту, и как личности. Но, в целях оптимизации учебного процесса, изучение HTML и CSS необходимо проводить отдельно, например, в цикле предметов компьютерной и информационной направленности (информатика, компьютерные технологии и т.д.). В рамках дисциплины «Веб-дизайн» необходимо сосредоточится на выполнении задач, имеющих дизайнерскую и художественную направленность.

В процессе исследования было выявлено отсутствие в специальной подготовке веб-дизайну студентов художественных факультетов системы, которая обеспечила бы синтез понимания рационального и эмоционального, технических и художественных знаний. Это в значительной мере снижает качественный уровень информации не только в процессе ее формирования, но и в процессе ее восприятия:

  • студенты не видят зачастую зависимость процентного соотношения материального и духовного в процессе формирования веб-страниц, замыкаясь лишь в рамках компьютерных технологий, забывая о мире искусства;
  • не умеют видеть аналогии образного решения в изобразительном искусстве (реального образа) и в дизайне (абстрактного образа);
  • не умеют мыслить категориями композиции в процессе творческого мышления и практически использовать композиционные средства в процессе формирования веб-страниц;
  • не умеют зачастую облечь абстрактный смысл (содержание) информации в реальную выразительную форму и наоборот;
  • не умеют, при возможности, выбирать язык (вербальный или изобразительный) или их соотношения в зависимости от объема и образной подачи информации;
  • зачастую отсутствует умение соблюдать стилевое единство веб-сайтов, что не способствует воспитанию художественного вкуса.

Таким образом, была выявлена потребность в совершенствовании специальной подготовки студентов в процессе обучения веб-дизайну и создание собственной методики обучения. Это заставило нас искать пути совершенствования обучения веб-дизайну студентов, приведшие к необходимости разработки и экспериментальной проверки ориентированного на синтезированный уровень учебной программы, включающей в себя как спецкурс по веб-дизайну, так и знания по композиции, содержащей блоки как аудиторных, самостоятельных, а также творческих работ студентов.

Для преодоления выявленных проблем был произведен поиск методических подходов, оптимизирующих процесс обучения студентов веб-дизайну. В результате был предложен метод обучения веб-дизайну студентов в системе художественных факультетов педагогических и гуманитарных вузов средствами композиции, так как он позволяет вырабатывать компетентностный подход в процессе создания художественного образа, способствующего оптимизации формы визуальных коммуникаций, в которой, в свою очередь, облекается содержание той или иной информации.

Предлагаемые пути решения проблемы:

  • разработать новые средства подготовки;
  • совершенствовать существующие;
  • начинать обучать технологии создания веб-страниц на ранних стадиях в смежных предметах (информатика, информационные технологии), а не в предмете «Веб-дизайн»;
  • обучать студентов средствами композиции (свойства формы и композиционные закономерности), кроме того, в практических заданиях студентов должен преобладать изобразительный (семантика), а не вербальный язык (синтактика).

 

Ссылки:

 

  1. Блуднов Г.П. Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов: диссер. … канд. пед. наук. М., 2004.
  2. Бандуристый Ф.Ф. Семиотические системы как средство образовательного и воспитательного процесса в изобразительном искусстве и дизайне // Вопросы теории, практики, истории, методики обучения и воспитания на факультете изобразительного искусства и дизайна / под. ред. Ф.Ф. Бандуристого. Хабаровск, 2011.
  3. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. СПб., 2004.
  4. Макнейл П. Веб-дизайн. Идеи, секреты, советы. СПб., 2012.

 

Источник:

Филенко Р. Е. Значение композиции при обучении веб-дизайну студентов художественных факультетов // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2013. № 1. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-1-2013/pedagogics/filenko.pdf