Пути совершенствования процесса обучения студентов дизайнеров web-дизайну

Не секрет, что во время кризисов (2000 г. – «кризис доткомов», 2009 г. – «мировой кризис») отрасль дизайна несет сильные потери. Из-за спада заказов идет волна сокращений в том числе специалистов в области информации. Но независимо ни от каких кризисов информационные технологии существовали и будут существовать, пока существует человечество [3]. Это дает в свою очередь толчок для развития рекламной отрасли. По этому очень интересным становится Web-реклама, сюда идет перенос средств. Одним из ярких примеров является закрытие еженедельного журнала «Компьютерра», и переход его в «режим on-line». Причину хорошо раскрывает одна из цитат сотрудника журнала: «Так вот: «Компьютерра» полностью отказалась от бумажного формата и перешла онлайн … , потому что ещё в начале финансового 2009 года ВСЕ рекламодатели «Компьютерры» дружно заявили не столько о сокращении рекламного бюджета (хотя не обошлось и без этого), сколько о ТОТАЛЬНОМ переводе финансирования в онлайн-проекты. Именно так – прямым текстом: «Рекламу в бумаге мы давать не будем, только в сетевые СМИ». Рост портала «Компьютерры» начался ещё осенью 2008 года, а в 2009 году он утроился.» [4]

Задумываясь о перспективах развития рекламы, можно придти к выводу, что сегодня отрасль веб-дизайна, становится, как ни когда, актуальна. Если сделать смелое предположение, о том, что в онлайн увеличится объем финансовых вливаний в несколько раз в ближайшем будущем, то так же пропорционально увеличится спрос на специалистов обслуживающих интернет-ресурсы. А соответственно, как и везде, возрастает спрос на квалифицированных специалистов исполнителей и людей креативных, способных привносить новые идеи, а так же умеющих их реализовать.

Но помимо потребности в новых специалистах у рынка, а так же желанию людей обучаться веб-дизайну, либо повысить свою квалификацию специалистам уже работающим в отрасли, возникает ряд проблем в освоении новых знаний. Одна из них отсутствие специальных исследований, посвященных содержанию и методике обучения веб-дизайну [1, с. 3]. Другая: единой трактовки, как терминологии, так и самого процесса веб-дизайна в современной теории и практике дизайна не существует [2 , с. 80].

В широком доступе мало учебников и учебных пособий (в магазинах и интернет), имеющих систематизированный материал по вопросам веб-дизайна в целом. Большинство учебников посвящено HTML-верстке и программированию. Что не достаточно для глубокого освоения студентами основ веб-дизайна.

Теоретические исследования в основном сконцентрированы в странах Запада. Среди ведущих специалистов-теоретиков в области веб-дизайна можно выделить таких как:

  • Якоб Нильсен;
  • Стив Круг;
  • Джеффри Зельдман;
  • Луи Розенфельд;
  • Джесси Джеймс Гарретт;
  • Джеффри Вин.

Существенным фактором, влияющим на отставание России в этой области, является, то, что мы «потребители», а не «производители» инноваций и технологий. Сократить отставание нам могут позволить: глубокое изучение наработанного материала и проведение собственных научных исследований в этой области.

Впервые обосновал необходимость включения в обучение студентов художественно-графического факультета специального курса «Веб-дизайн» Блуднов Г.П. [1 , с. 4]. Так же им была предложена методика обучения студентов. Но, по прошествии времени, стали появляться новые методы и подходы в области создания веб-ресурсов. Изменились требования со стороны рынка в вопросах знаний и навыков у современных выпускников вузов. Часть методики обучения Блудова Г.П. опирается на использование программного обеспечения, которое уже не применяется на практике в современном веб-дизайне. В результате чего, часть метода оказалась не востребована.

Часть специалистов склоняется к платформонезависимому методу обучения студентов [5]. Привязка же к специфическим программным продуктам замедляет процесс подготовки, ввиду того, что выпускнику заново придется переучиваться на производстве.

В имеющихся программах отсутствуют лекционные часы. Имеются лишь одни практические занятия. Для повышения эффективности обучения Web-специалистов, необходимо расширить количество специальных дисциплин. И добавить Web-компонент в смежные предметы. Построить занятия по принципу экспериментальной работы (лабораторных работ). Тогда весь теоретический материал либо отдать на откуп самостоятельного изучения, либо, на фоне «практических занятий» ввести в учебный план теоретическую часть с добавлением лекционного материала.

В результате образовавшегося «разрыва» предлагаем найти пути совершенствования процесса обучения студентов-дизайнеров Web-дизайну.

Необходимо определить критерии «современных» знаний и требований, предъявляемых рынком. Нужен поиск новых методов обучения, основанных на содержательных и формальных требованиях к информации, позволяющих придти к платформонезависимости, в основе которых лежит сплав вербального и изобразительного языка (ибо информацию необходимо уметь не только найти, но и подать, независимо от того где она находится, на бумаге или мониторе).

Изучение современных требований рынка, методом систематизации информации из объявлений о приеме на работу, позволило определить наиболее востребованные знания и навыки, необходимые веб-дизайнеру:

  • CMS, Joomla!, Wordpress, ets.;
  • Framework (Zend);
  • Ecommerce;
  • Flash;
  • Silverlight;
  • AJAX;
  • PHP + MySQL;
  • Photoshop, Illustrator, DreamWeaver;
  • умение составлять ТЗ;
  • кросбраузерная верстка;
  • HTML, CSS, SSI, JavaScript;
  • навыки SEO-оптимизации.

Эти знания и навыки работы больше всего соответствовали следующим специальностям:

  • HTML-верстальщик;
  • SEO-оптимизатор;
  • Web-дизайнер;
  • Web-программист;
  • Информационный архитектор;
  • Контент-менеджер (редактор);
  • Менеджер Интернет-проектов;
  • Проектировщик пользовательского интерфейса;
  • Редактор сайта;
  • Тестеровщик.

Из чего можно сделать вывод, что навыки современного веб-дизайнера выходят далеко за рамки разработки графических элементов для сайта и создания стиля. Это можно считать содержательными требованиями к информационной продукции.

В связи с динамикой роста программного обеспечения хотелось бы обратить внимание на использование CMS в современном сайтостроении. Методики изучения CMS на текущий момент уже имеются, но в основном в качестве частных инициатив (коммерческие мультимедийные уроки). Необходима определенная теоретическая база для эффективного их освоения. Предлагаемые же методики содержат лишь общие приемы для выполнения тех или иных операций. Более фундаментальной информации, к сожалению, не предоставляют даже сами производители CMS, т.к. над большинством проектов CMS (особенно с открытым исходным кодом) работает множество специалистов, то раскрыть весь потенциал продуктов не могут даже сами разработчики. Что в свою очередь так же требует дополнительного изучения данного вопроса.

Поэтому мы считаем, что необходимо разработать серию методических пособий по изучению наиболее популярных CMS, т.к. ручная верстка уходит в прошлое и сейчас больше внимания уделяется CMS.

Необходимо отметить, что в современных методиках слабо уделяется внимание композиции и стилевому единству. Это можно считать формальными требованиями к информационной продукции. Стало быть константой обучения web-дизайну является, на наш взгляд, композиция и стилевое единство.

Для эффективности проведения занятий, предлагаем разбить предмет по блокам:

  • верстка;
  • структурный дизайн;
  • графический дизайн.

Данные предложения, по нашему мнению, являются достаточно оптимальными, т.к. они содержат логику понимания работы веб-ресурса. Если мы не будем знать ограничений, накладываемых на нас технологией верстки, то дизайн нам придется переделывать раз за разом, т.к. современная технология может воплотить не все замыслы дизайнера. Если же мы начнем сразу изучать графический дизайн, то работа перейдет в процесс украшательства.

Следовательно, рассматривая вопрос платформонезависимости, считаем, что нужно не только обучать «современным» содержательным технологиям, т.к. их жизненный цикл в информационной отрасли скоротечен, непостоянен, но и сосредоточится на оперативном анализе постоянных формальных требований в информационном поле. Так же необходимо усилить творческий подход к решению задач с целью не только «угадывать» появление новых технологий, но и на создание собственных, а так же их продвижение.

Веб-дизайнер должен уметь одинаково легко верстать код в:

  • Блокноте;
  • DreamWeaver;
  • Kompozer.

То же относится к графическим редакторам. Необходимо одинаково хорошо владеть:

  • Gimp:
  • Photoshop:
  • FireWorks.

Считаем рациональным не обучать конкретным программам, а давать обзорную информацию. Глубокое изучение программных средств оставить на откуп студентам, а в процессе обучения сосредоточится на принципах решения задачи. На творческом ее решении. В реальных производственных ситуациях готовых решений для любой проблемы не существует, поэтому нужно либо уметь творчески их решать (в режиме изобретателя), либо уметь искать решение на основе уже имеющегося опыта (умением искать информацию и приспосабливать ее под свои нужды).

Считаем, что, для умения создавать информационный материал для потребителя, нет необходимости специалистам «Графического дизайна» углубленно изучать веб-технологии, т.к. более широко можно изучить их, например, по специальности «Компьютерная графика, веб-дизайн». Для студента дизайнера лучше иметь представление обо всем спектре проблем данной деятельности и уметь быстро ориентироваться в технологиях. Более глубоко содержательные технологии необходимо изучать на специализации. Соответственно, в отведенные часы нужно максимально углубится в те вопросы, которые возможно придется решать дизайнеру, когда он окажется на производстве, где от него не будут требовать знаний в области программирования и юзабалити.

Так же необходимо будет уметь менять графический интерфейс и общее стилевое решение сайта, т.е. считаем, что для умения создать информационные материалы для потребителя необходимо, независимо от временных рамок, опираться на искусство, в частности такой универсальный предмет как композиция и стилевое единство, чего не умеет делать большинство специалистов, имеющих лишь техническое образование.

Список литературы

  1. Блуднов Г.П. Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Г. П. Блуднов. – М., 2004. –14 с.
  2. Бородаев Д.В. Веб-сайт как объект графического дизайна. Монография. – Х.: «Септима ЛТД», 2006. – 288 с.
  3. Букреев Игорь Николаевич Движение России в информационное общество. Информационное общество, 2009, вып. 3, с. 22-34.
  4. Голубицкий С. Симплиций о ДЕГе. URL: http://www.computerra.ru/sgolub/493023/ (дата обращения 10.01.2010)
  5. Филенко Р. Е. Особенности преподавания Web-дизайна студентам отделения дизайна / Р. Е. Филенко // Актуальные проблемы современного искусства: история, теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. С. П. Машовец. - Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2009. - С. 292-294.

 

Источик:

Филенко Р. Е. Пути совершенствования процесса обучения студентов-дизайнеров Web-дизайну / Р. Е. Филенко // Сборник статей аспирантов и студентов ДВГГУ / под ред. Л. В. Блинова. - Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2010. - С. 86-91.