Особенности преподавания Web-дизайна студентам отделения дизайна

В современном мире ежедневно растет общий объем информации затрагивающий все сферы нашей жизни. Разобраться в этом потоке, привести его в порядок, призвана отрасль информационных технологий. Активное развитие средств коммуникаций позволяет обеспечить надежное хранение данных и оперативный доступ к ним, например при помощи Internet. В связи с этим возникает острая необходимость в специалистах по Web-дизайну, способных обеспечить для широких масс удобный доступ к информации.

Процесс обучения специалистов требует непрерывно отслеживать изменение тенденций в области информационных технологий. Существует постоянная необходимость изучения современных как технических, так и программных средств. Динамическое развитие отрасли информационных технологий требует постоянной самоподготовки со стороны специалиста.

В виду сложности современных технологий, процесс создания Web-ресурсов ложиться на плечи различных специалистов. Помимо Web-дизайнеров в этом процессе участвуют инженеры телекоммуникационных специальностей, программисты, PR-специалисты и другие. Выполнить сложный проект одному человеку практически не под силу, поэтому каждый специалист должен сосредоточиться на выполнении своих задач.

В связи с этим возникает вопрос о качестве подготовки специалистов в этой области, в частности Web-дизайнеров.

На сегодня существует несколько учебников и методических пособий по созданию Web-сайтов, которые можно порекомендовать к применению в процессе обучения основам Web-дизайна. Например книги:

  • Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. – СПб.: Символ-Плюс, 2004. -376 с.;
  • Круг С. Веб-дизайн: книга Стива Круга или «не заставляйте меня думать!». СПб.: Символ-Плюс, 2005. -200 с.;
  • Нильс Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. – СПб.: Символ-Плюс, 2002. -512 с.;

излагают базовые принципы Web-дизайна, не вдаваясь в технические подробности. В качестве источников по технической части, могут подойти следующие издания:

  • Дунаев В.В. Основы Web-дизайна: Самоучитель. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. -504 с.
  • Едомский Ю. Техника Web-дизайна для студента. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. -386 с.
  • Коржинский С.Н. Настольная книга Web-мастера. – М.: КноРус, 2006. -416 стр.
  • Кэмпбел М. Строим Web-сайты. Дизайн. HTML. CSS. – М.: Триумф, 2006. -480 с.
  • Лещев Д. Создание интерактивного web-сайта: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2003. -544 с.
  • Петюшкин А.В. HTML в Web-дизайне. – СПб.:, 2005. -400 с.
  • Печников В.Н. Создание Web-страниц и Web-сайтов: Самоучитель. – М.: Триумф, 2006. -461 с.
  • Рева О.Н. Создание Web-страниц. – Эксмо-Пресс, 2005. -206 с.
  • Смирнова И.Е. Начала Web-дизайна. – Спб.: БХВ-Петербург, 2005. -244 с.
  • Спека М.В. Создание Web-сайтов. – Киев: Диалектика, 2006. -277 с.
  • Файола Э. Шрифты для печати и Web-дизайна. –СПб.: БХВ-Петербург, 2003. -288 с.
  • Ши Д., Хольцшлаг М. Философия CSS-дизайна. – М.: НТ Пресс, 2005. -312 с.

Очень часто в таких изданиях рассматриваются методы и технологии создания сайтов с учетом ситуации на момент написания книг. К сожалению в них редко указываются перспективы и тенденции будущего развития, с прицелом на новые технологии взаимодействия пользователя с Web-ресурсами.

Проблема состоит в том, что образование слишком тесно привязано к специфическим программным продуктам. В виду того, что информационные технологии развиваются очень динамично, и смена программного обеспечения происходит очень часто (иногда даже чаще чем раз в год, причем с кардинальными изменениями), то это приводит к отставанию процесса обучения специалиста от насущной потребности в определенных навыках на текущий момент в производстве. Это приводит к тому, что выпускник ВУЗа не может применить свои способности, так как они, к моменту начала его профессиональной деятельности, считаются устаревшими.

В связи с этим необходимо не только повышать знание студентов в области современных и популярных технологий, но и обучать их базовым – фундаментальным навыкам. Обучение фундаментальным компьютерным навыкам в ВУЗе важно еще и потому, что студентам даются знания, которые они не смогут приобрести самостоятельно. По мере того, как программы становятся все проще и проще, всякий человек через несколько лет сам разберется, как выполнить ту или иную задачу. Как воспользоваться новыми функциями программ. Люди сами разберутся, когда им они понадобится – при этом и мотивация будет другой. А вот в концептуальных вещах они сами не смогут разобраться, без формального образования. Все более важным становится умение четко выражать свои мысли в Интернете, в офисной сети и в других интерактивных средствах общения. Исследование последних лет показало, что пользователи читают с экрана компьютера совершенно иначе, чем с печатного листа. Следовательно, надо обучать тому, как писать именно для Интернета, а не просто, как составлять документы.

Разумеется, необходимо обучать студентов навыкам, которые они уже сейчас могут применить, еще учась в ВУЗе, но гораздо важнее и ценнее обучить их более глубоким понятиям, которые будут помогать им всегда вне зависимости от изменений сделанных в том или ином программном обеспечении.

Так же хотелось бы обратить внимание на необходимость обучению не только технологиям создания сайтов, но и идеологии. Так как реализация идеологии сайта ближе по духу для творческих профессий – дизайнеров, а не для технических специалистов (инженеров и программистов). Web-дизайнер должен делать упор на стилистические особенности Web-проекта, а не на технологические аспекты производства. Так как решение всех технических проблем силами одного лишь Web-дизайнера мешает ему абстрагироваться от технических трудностей и реализовать свою творческую идею.

Таким образом, для реализации творческого потенциала Web-дизайнера в полном объеме, необходимо сосредоточиться в процессе его обучения на следующих навыках:

  • умение свободно ориентироваться в среде Internet;
  • умение создавать базовые логические структуры сайта;
  • умение стилистически прорабатывать проект;
  • владеть основными навыками дизайна интерфейса (как целой концепции, так и отдельных элементов), с применением современных технических и программных средств;
  • знать языки гипертекстовой разметки (в частности HTML).

Так же необходимо произвести поиск новых подходов в методике обучения студентов отделения дизайна в области дизайна Web-сайтов. Необходимо разработать новый учебно-методический материал, отвечающий современным требованиям.

Таким образом при подготовке специалистов в области Web-дизайна необходимо уделить особое внимание на обучение базовым, фундаментальным навыкам в области дизайна.
Для реализации качественной подготовки специалиста так же необходимо обеспечить:

  • материально-техническую базу, соответствующую всем современным нормам;
  • доступ в Internet;
  • установить программное обеспечение соответствующее современным требованиям.

Литература:

  1. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. – СПб.: Символ-Плюс, 2004. -376 с.;
  2. Нильс Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. – СПб.: Символ-Плюс, 2002. -512 с.
  3. www.webmascon.com/topics/imho/5a.asp

 

Источик:

Филенко Р. Е. Особенности преподавания Web-дизайна студентам отделения дизайна / Р. Е. Филенко // Актуальные проблемы современного искусства: история, теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. С. П. Машовец. - Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2009. - С. 292-294.