Применение программного обеспечения в учебном процессе по специальности дизайн

В учебном процессе используется широкий спектр программного обеспечения (далее «ПО»). Мы рассмотрим продукты более подходящие для специальности «Дизайн». Для этого выдвинем ряд критериев, по которым будем проводить отбор:

  • доступность;
  • популярность в профессиональной среде (востребованность со стороны работодателя);
  • кроссплатформенность;
  • наличие локализации;
  • наличие учебно-методической базы.

Критерий доступности мы разделим на два вида: проприетарное и свободное ПО.

Проприетарное ПО является коммерческим. Для его установки на компьютер необходимо приобрести лицензию. Стоимость лицензии для образовательных целей (если таковая предусмотрена политикой компании) составляет гораздо меньшую сумму по сравнению с коммерческим вариантом. Но, тем не менее, стоимость комплексного пакета программ может превысить стоимость самого компьютера в несколько раз!

Альтернативой является свободное ПО. Под свободным ПО подразумеваются такие продукты, которые можно свободно запускать в любых целях, свободно распространять копии, иметь доступ к исходному коду и, в связи с этим, возникает возможность изменять и улучшать данный программный продукт самостоятельно.

Помимо доступности, важным показателем будет являться совместимость с различными операционными системами. В виду того, что в учебных заведениях и на производстве внедрены различные платформы и популярность тех или иных операционных систем может значительно меняться, необходимо производить выбор исходя из наличия кроссплатформенных решений.

Наличие локализованных версий так же будет являться значительным фактором в выборе ПО. Т.к. это дает преимущество в ходе обучения, особенно при отсутствии в ряде случаев учебно-методических пособий. Причем нужно отметить, что наличие локализованного интерфейса еще не означает, что будет локализован такой важнейший источник информации о программе, как «Справка». Необходимо также отметить, что для обозначения одних и тех же понятий переводчики и редакторы используют разные термины [1], это создает дополнительные трудности в изучении программ.

Так же нам необходимо произвести классификацию по областям применения. Сюда будут включены:

  • растровая графика;
  • векторная графика;
  • верстка (полиграфия);
  • текстовые и табличные процессоры;
  • 3D моделирование;
  • CAD-проектирование (САПР);
  • CMS (системы управления содержимым вебсайтов);
  • WYSIWYG-редакторы Веб-страниц;
  • видео- и аудио-редакторы;
  • flash-редакторы.

В результате анализа была получена следующая таблица.

Таблица 1.

Назначение ПО

Проприетарное

Свободное

растровая графика

Adobe Photoshop

GIMP

векторная графика

Adobe Illustrator

Inkscape

верстка (полиграфия)

Adobe InDesign

Scribus

текстовые и табличные процессоры

MS Word, Exel

Open Office

3D моделирование

3D Studio MAX

Blender

CAD-проектирование (САПР)

AutoCAD

A9CAD, NanoCAD

CMS

1C-Битрикс, DLE, UMI.CMS

Drupal, Joomla!, WordPress

WYSIWYG-редакторы веб-страниц

Adobe Dreamweaver

KompoZer

видео- и аудио-редакторы

Adobe Premiere, After Effects, Sound Forge

Free Studio Menager , Audacity

Стоит отметить, что ПО для создания мультимедийных приложений на платформе Flash сюда не попало по причине проприетарности Adobe Flash и отсутствия альтернатив со стороны свободного ПО (за исключением возможности замены Adobe Flash Builder на FlashDevelop). А так же из-за возрастающей конкуренции со стороны программной платформы Silverlight и SVG.

Продукты обработки мультимедийного контента (видео- и аудио-редакторы) представлены в таблице по большей части как вспомогательное ПО. К тому же со стороны свободного ПО отсутствует наработанный объем учебно-методического материала. По этой причине здесь подробно рассматривать данные продукты не будем.

Теперь сравним показатели программ растровой графики по совместимости с различными операционными системами и наличием локализации.

Таблица 2.

Программный продукт

Операционная система

Локализация

Windows

Linux

Mac OS

Интерфейс

Справка

Проприетарное ПО

Adobe Photoshop

Да

Частично1

Да

Да2

Да2

Adobe Illustrator

Да

Нет

Да

Да2

Да2

Свободное ПО

GIMP

Да

Да

Да

Да

Да

Inkscape

Да

Да

Да

Да

Да

Примечание:
1 – работает под приложением Vine;
2 – начиная с версии CS5 Extended v12.0.

Из таблицы № 2 мы видим, что представленные программные продукты имеют одинаковые показатели.

К сожалению, с локализацией пакета Adobe возникает ряд проблем. В виду того, что первая официальная локализация была произведена только в 2010 году, начиная с версии CS5 Extended v12.0, то весь накопленный методический материал (учебники и учебные пособия) будет нуждаться в существенной переработке. К тому же, т.к. это первый подобный опыт компании, то в самой программе встречаются ошибки, влияющие на замедление процесса обучения и переобучения специалистов, давно работающих в английской версии (рис. 1).

Рис. 1. Ошибка локализации Adobe Photoshop CS5

Нужно учитывать, что официальным источником получения информации по использованию программного продукта является «Справка». В частности она является единственным рекомендованным компанией Adobe источником для подготовки к сдаче экзаменов для получения сертификата «Adobe Certified Expert». Но из-за новых веяний «Справка» доступна только для компьютеров подключенных к Internet. Из этого делаем вывод, что пользователи без доступа во всемирную паутину, не смогут воспользоваться справочной информацией, что опять таки затруднит переход от английской версии к русской.

Необходимо так же учитывать, что приложения компании Adobe не рассчитаны для работы в Linux, что может вызвать ряд затруднений в использовании данных программных продуктов в некоторых учебных заведениях. Текущая тенденция заключается в появлении новых альтернативных программ и выбирая ПО следует рассмотреть все варианты [2].

Таблица 3.

Программный продукт

Операционная система

Локализация

Windows

Linux

Mac OS

Интерфейс

Справка

Проприетарное ПО

MS Word, Exel

Да

Частично1

Да

Да

Да

Adobe Dreamweaver

Да

Нет

Да

Да2

Да2

Adobe InDesign

Да

Нет

Да

Да2

Да2

Свободное ПО

Open Office

Да

Да

Да

Да

Да

KompoZer

Да

Да

Да

Да

Да

Scribus

Да

Да

Да

Да

Нет

Примечание:
1 – работает под приложением Vine;
2 – начиная с версии CS5 Extended v12.0.

В области верстки среди проприетарного ПО возникает та же проблема, что и в случае с графическими редакторами – это отсутствие возможности работать в Linux.

Таблица 4.

Программный продукт

Операционная система

Локализация

Windows

Linux

Mac OS

Интерфейс

Справка

Проприетарное ПО

3D Studio MAX

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

AutoCAD

Да

Нет

Да

Да

Да

Свободное ПО

Blender

Да

Да

Да

Частично1

Нет

A9CAD

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

NanoCAD2

Да

Нет

Нет

Да

Да

Примечание:
1 – не официальный перевод;
2 – не является свободным ПО, но доступен в бесплатной версии.

A9CAD, изначально позиционируемый как продукт созданный для обучения CAD-проектированию, сильно уступает как раз таки в области учебно-методического обеспечения. По этой причине лучшей альтернативой, со стороны свободного ПО, будет программа NanoCAD, которая первично является проприетарным продуктом, но доступна бесплатно в базовой комплектации.

Из таблицы также видно, что из ПО в области 3D моделирования у Blender-а достаточно высокий потенциал. При отсутствии полноценной локализации, у данного продукта есть большой объем учебно-методической литературы.

Рассматривать такое ПО как CMS в отдельной таблице не будем, данные программные продукты являются платформонезависимыми и будут работать в любой операционной системе, т.к. взаимодействие с ними можно осуществлять через любой браузер. CMS, приведенные в таблице 1, имеют локализацию интерфейса. Что же касается локализации справки, то она присутствует не у всех и во многих случаях требует наличия доступа в Internet. По представленным продуктам имеется достаточно учебно-методического материала и форумов, позволяющих найти решение для многих проблем, возникающих в процессе эксплуатации данных продуктов.

Подведем краткий итог: большинство программных продуктов (таблица 1) можно рекомендовать в учебном процессе для подготовки специалистов в области дизайна.

Необходимо так же отметить, что если мы ориентируемся на свободное ПО, то у нас есть возможность использовать все версии, в том числе и ранние. Что дает возможность использования их как на устаревшей вычислительной технике (в случае редкого обновления парка ПЭВМ), так и возможности найти больше учебно-методического материала, наработанного за последнее время. В случае же с проприетарным ПО это невозможно по причине нежелания производителей поддерживать устаревшие версии программ. К тому же свободное ПО чаще всего является платформонезависимым. Тем не менее использование проприетарного ПО позволяет получать полноценную сервисную поддержку. Что, правда, более актуально для коммерческих структур, чем для учебных заведений.

Список литературы:

  1. Чернякова Т.В. Методика обучения компьютерной графике : диссертация … канд. пед. наук / Т. В. Чернякова. – Екатеринбург, 2010. –201 с.
  2. Bell M. Build a website for free. – Indiapolis: QUE, 2009. – 352 c.

Ссылки:

 

Источик:

Филенко Р. Е. Применение программного обеспечения в учебном процессе по специальности дизайн / Р. Е. Филенко // Сборник статей аспирантов и студентов ДВГГУ / под ред. Л. В. Блинова. - Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2011. - С. 93-98.