Повышение эффективности обучения веб-дизайну студентов художественных факультетов

В современном обществе Интернет играет значительную роль, в результате чего остро встает вопрос подготовки специалистов в области веб-дизайна. Исследование методик подготовки студентов гуманитарных вузов выявило существование недостаточной обеспеченности методическим материалом и специальной литературой.

В частности, существует достаточное количество учебных пособий (самоучителей, практикумов), но практически отсутствуют учебники посвященные вопросам веб-дизайна. Материал, содержащийся в учебниках, зачастую отстает от современных реалий, в связи с бурным развитием отрасли и как следствие, подготовка компетентных специалистов ложится на плечи педагогов. В данном случае только личный опыт и талант педагогов влияет на конечный результат.

Содержимое учебных пособий чаще всего посвящено вопросам верстки и программирования. Реже рассматриваются темы визуальных коммуникаций, но они, в большинстве случаев, касаются вопросов юзабилити. Являясь эргономической характеристикой, юзабилити носит утилитарный характер, опираясь на эмпирический метод исследования, эксплуатирует стереотипы и в основном нацелено на экономический эффект созданного веб-ресурса. Как результат, практика разработки большинства веб-сайтов носит шаблонный характер, тем самым ограничивая творческое развитие личности веб-дизайнера.

Научные исследования в области подготовки студентов гуманитарных вузов [1] определяют приоритет в изучении таких направлений как:

  • верстка при помощи языка гипертекстовой разметки (HTML) и языка описания внешнего вида веб-страниц (CSS);
  • глубокое изучение графических редакторов и программ верстки веб-страниц;
  • основы программирования на языке Java Script.

Данное содержание не учитывает специфической направленности обучения студентов художественных факультетов. В отведенное учебной программой время нет возможности дать им знания в полном объеме и развить умения, которые будут востребованы, при привлечении студентов к реальным проектам. В действительности, студенты художественных факультетов востребованы как графические дизайнеры, а не как специалисты верстки и программирования [2]. В этом ключе более эффективным выглядит направление усилий на обучение студентов не только вербальному и математическому языкам, но и изобразительному языку, использующему средства композиции как инструмент гармонизации формы.

Уделяя должное внимание обучению использования современных программ графического дизайна, способствующих повышению компетентностного уровня веб-дизайнера, нужно не забывать о развитии умения создавать стилевое единство веб-сайтов и о развитии художественного вкуса. Что, в конечном счете, будет способствовать повышению качества визуальных коммуникаций. Добиться этого, можно внедряя в учебные программы проектный и проблемный методы обучения.

Изучение «базовых основ веб-дизайна» (HTML, CSS) важно студентам художественных факультетов для понимания ограничений накладываемых технологией создания веб-сайтов. В тоже время большинство веб-ресурсов не создается методом ручного набора кода. Для это существуют WYSIWYG-редакторы, использование которых позволяет создавать веб-сайты пользователям, не владеющим языком гипертекстовой разметки и языком описания внешнего вида веб-страниц. Поэтому использование WYSIWYG-редакторов в учебном процессе оправдано для изучения веб-дизайна. Но в то же время ограничиваться только ими не стоит. Большинство современных веб-ресурсов создаются на основе систем управления контентом (CMS), что позволяет в принципе вообще избавиться от необходимости писать код как самостоятельно, так и при помощи WYSIWYG-редакторов. Изучение методов создания веб-сайтов при помощи CMS позволяет более эффективно разрабатывать сложные проекты, а так же повышать компетентностный уровень студентов. Особенно, учитывая временные рамки, отведенные на предмет, применение CMS в учебном процессе дает возможность сократить время для получения «готового продукта». В частности для реализации курсовых и дипломных проектов, потому как «базовых основ веб-дизайна» для такой реализации не достаточно.

Как было отмечено ранее, изучение одних лишь только технологий студентами художественных факультетов - не достаточно. Возлагаемые на них обязанности при производстве веб-ресурсов зачастую вообще не подразумевают применение на практике навыков верстки. Поэтому в рамках дисциплины «Веб-дизайн» необходимо сосредоточиться на выполнение заданий, связанных с реальным производственным процессом, а именно разработкой эскизов, удовлетворяющих как эстетическим потребностям, так и соблюдающих технологические требования. Использование эстетических составляющих улучшает восприятие информации за счет увеличения скорости прочтения и запоминания на уровне образного восприятия. На основании этого можно выдвинуть ряд требований, которые позволяют оценить уровень компетентности веб-дизайнера:

  • умение формировать читаемый образ;
  • умение придавать образу выразительность (определяемая в скорости прочтения);
  • умение владеть изобразительным языком;
  • умение использовать композиционные средства;
  • использование типографики;
  • умение формировать иерархическую структуру между элементами;
  • использование в работе визуализации смысла;
  • увеличение емкости передачи информации (применение пиктограмм и т.п. в отдельных элементах).

Направленность подготовки студентов художественных факультетов на эти умения выведет их на новый, более высокий уровень. Что поспособствует творческому развитию личности и получению компетентных специалистов в области веб-дизайна.

Литература

  1. Блуднов Г.П. Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов: диссер. … канд. пед. наук. М., 2004.
  2. Филенко Р. Е. Компетенции веб-дизайнера глазами работодателя по результатам анкетирования / Р. Е. Филенко // Сборник статей аспирантов и студентов ДВГГУ / под ред. Л. В. Блинова. - Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2012. - С. 115-120.

Источник:

Филенко Р.Е. Повышение эффективности обучения веб-дизайну студентов художественных факультетов / Р.Е. Филенко // Инновация в образовании. Современная психология в обучении. Материалы II Международной научной конференции: В 2 томах. / Сервис виртуальных конференций Pax Grid; сост. Синяев Д.Н. - Казань: ИП Синяев Д.Н., 2013. - Т. 2. С. 136-138.