Blender - горячие клавиши

Blender - популярный редактор трехмерной графики. Свою популярность он завоевал доступностью (лицензия GNU) и благодаря высокой скорости работы в нем при использовании горячих клавиш. Здесь приведены базовые горячие клавиши (hot-keys for Blender), позволяющие решить большинство насущных задач 3D-моделирования.

Если вы предпочитаете работать в Blender с русским интерфейсом, то вам может пригодиться проект "Blender по русски", адаптированный под русскую локализацию.

Интерфейс. 3

Структура окна инструментов. 3

Типы окон. 3

Расположение заголовка окна и масштаб окна. 3

Разбиение окна на несколько окон. 4

Удаление окна. 4

Изменение шаблона окон. 4

Скрыть-отобразить панель инструментов в окне «3D View». 4

Копия окна Blender-а. 4

Копия отдельного окна инструментов. 4

Сохранение настроек окон пользователя по умолчанию.. 4

Работа с объектами (Object Mode). 5

Добавление объекта. 5

Удаление объекта. 5

Дублирование объекта. 5

Перемещение, вращение, масштабирование объекта. 5

Вид объектов. 5

Вызов информационной панели объекта. 5

Вызов панели инструментов. 5

Группа объектов. 5

Связь родитель-потомок. 6

Объединение объектов. 6

Отразить объект. 6

Разорвать связь материалов, анимации (IPO) и т.п. для слинкованных объектов. 6

Преобразование меша, текста, кривых. 6

Cлои. 6

Полет камеры.. 6

Управление положением 3D-курсора или объекта. 6

Установка центральной точки объекта. 6

Режим редактирования (Edit Mode). 7

Переход в режим редактирования. 7

Тип элементов. 7

Выделить элемент(-ы) 7

Выделить всё, снять выделение. 7

Выделение всех точек грани. 7

Объединить несколько точек в одну. 7

Создать плоскость (полигон), ребро, объединить NURBS. 7

Разделить грань. 7

Добавить грань(-и) 7

Специальные возможности с гранями. 7

Выдавливание. 8

Нормали – увидеть направление. 8

Нормали – инвертировать направление. 8

Объединение объектов. 8

Отделение части от объекта. 8

Специальные операции над объектом.. 8

Пропорциональное редактирование вершин. 8

Смена типа кривой. 8

Добавить точку к кривой (продолжить кривую) 9

Добавить точку на кривой. 9

Замкнуть кривую.. 9

Отменить команду. 9

Рендер.. 10

Рендер финальной сцены.. 10

Показать последний рендер. 10

Окружение в виде панорамной HDR-фотографии. 10

Анимация.. 11

Добавить ключ анимации. 11

Проигрывание анимации. 11

«Слежение» одним объектом за другим.. 11

Pose-режим.. 11

Установка кадра анимации (сдвиг между кадрами) 11


Интерфейс

Структура окна инструментов

Окно инструментов состоит из следующих элементов:

1. Рабочее поле

2. Заголовок окна (Header)

 

Типы окон

Тип окна выбираем в левом нижнем (верхнем) углу окна, он зависит от решаемой задачи. Имеются следующие типы окон:

Python Consoleконсоль языка Python

File Browserокно управления файлами

Info – информационное окно

User Preferences – окно настроек пользователей

Outliner менеджер объектов

Properties окно настроек

Logic Editorредактор логики

Node Editorредактор нодов

Text Editorредактор текста

Video Sequence Editorредактор видео сиквенсора

UV/Image Editorредактор UV-разверток

NLA Editorокно управления треков

DopeSheet – окно управления ключевыми кадрами

Graph Editor – редактор кривых

Timelineвременная шкала анимации

3D ViewОкно 3D-вида

Расположение заголовка окна и масштаб окна

Заголовок окна (Header) может располагаться сверху или снизу окна. Изменить расположение можно при помощи нажатия на заголовок ПКМ и выбора следующих действий:

Flip to Top – поместить наверх

Flip to Bottom – поместить вниз

Maximize Area – увеличить на весь экран

Tile Area – уменьшить размер

или Ctrl-вверх (вниз) или Shift-Пробел

 

Разбиение окна на несколько окон

Для разбиения окна на несколько окон двигаем ЛКМ за правый верхний или левый нижний уголки . Ctrl-Alt-Q – отображение в 4-х окнах-проекциях.

Удаление окна

Двигаем ЛКМ за правый верхний или левый нижний уголки в то окно, с которым хотим объединить.

Изменение шаблона окон

В верней части окна можно выбрать шаблон окон или создать собственный. Шаблон выбираем в окне или Ctrl-вправо (влево).

Список шаблонов:

Animation – анимация

Composition – управление изображением (фильтры, наложение и т.д.)

Default – настройки по умолчанию

Game Logic – настройка игровой логики

Scripting – программирование

UV Editing – режим «развертки» 3D-моделей

Video Editing – редактирование видео (монтаж)

Скрыть-отобразить панель инструментов в окне «3D View»

Для закрытия бокового окна сдвигаем его до упора к краю. В результате появляется в верхнем углу значок «плюсик в круге».

Для восстановления боковой панели, нажимаем «плюсик в круге».

Копия окна Blender

Ctrl-Alt-W – копия окна Blender-а (всего), например для работы на нескольких мониторах.

Копия отдельного окна инструментов

Shift-ЛКМ тянем правый верхний уголок в сторону.

Сохранение настроек окон пользователя по умолчанию

File > Save User Settings или Ctrl-U


Работа с объектами (Object Mode)

Добавление объекта

Shift-A – добавление нового объекта. Если объект добавляется в режиме «EditMode», то он становится составной частью редактируемого объекта.

Удаление объекта

X или Del

Дублирование объекта

Shift-DЕсли после нажатия этой комбинации сразу нажать Enter или ЛКМ, то объект окажется внутри исходного объекта, что окажется удобным для смещения лишь по одной оси координат относительно исходного объекта, иначе сдвигаем дубликат произвольно движением мыши.

Перемещение, вращение, масштабирование объекта

G – перемещение объекта (X,Y,Z – ограничат ось направления перемещения)

R – вращение объекта (X,Y,Z – ограничат ось вращения)

S – масштабирование объекта (X,Y,Z – ограничат ось масштабирования)

При нажатой клавише Shift, изменения будут проходить более плавно.

Ctrl-A – сбросят параметры масштабирования на 1, вращения на 0

Для изменения по осям, можно выбрать тип действия над объектом из панели «Use a 3D manipulater»

С правой стороны выбираются направления осей: глобальные (сцена в целом), локальные (сам объект), ось вида, нормаль плоскости.

Вид объектов

Z – переключение между Wireframe (каркасным) и Solid (заполненным) видами объектов

Alt-Z – переключение между Texture (текстурированным) и Shaded (затененным) видами объектов

Вызов информационной панели объекта

Nпозволяет управлять основными параметрами объекта

Вызов панели инструментов

Т – вызывает панель инструментов в окне 3D-вида

Группа объектов

Ctrl-G – создает группу. При выборе ПКМ объекта, он будет подсвечен зеленым цветом

Shift-G – по выбранному объекту выделяет все объекты группы

Shift- Alt -G – отменить группировку для выбранного объекта(-ов)

Связь родитель-потомок

Для создания (разрыва) связи удерживая Shift выбираем объект «потомок», затем объект «родитель».

Ctrl-P – создать связь

Alt -P – разорвать связь

Объединение объектов

Ctrl-J – объединяет выбранные объекты в один

Отразить объект

Ctrl-Mотражает объект по оси (требуется нажать ось для завершения: X, Y, Z)

Разорвать связь материалов, анимации (IPO) и т.п. для слинкованных объектов

U – вызывает меню «Single User»

Преобразование меша, текста, кривых

Alt-C

Cлои

M - перемещение объекта на другой слой

~ (ё) – отобразить все слои

Полет камеры

Shift-F – камера перемещается по сцене мышью. При выходе (Esc), возвращается в исходное положение.

Управление положением 3D-курсора или объекта

Shift-Sпроизводит точное позиционирование 3D-курсора или объекта

Shift-C сбросить параметры 3D-курсора

Установка центральной точки объекта

- выбираем объект

- выставляем 3D-курсор в нужную точку экрана

Shift-Ctrl-Alt или меню «Object» > «Transform» > «Origin to 3DCursor»

Экструдировать кривую (вытянуть в плоскость)

W > «Extrude size»

 


Режим редактирования (Edit Mode)

Переход в режим редактирования

Tab

Тип элементов

Vertexвершина

Edgeребро (грань)

Faceплоскость (полигон)

Ctrl-Tab – выбор для выделения Vertex, Edge, Face, или через окно

Ctrl-V, Ctrl-E, Ctrl-F выводят дополнительные операции над этими элементами

Выделить элемент(-ы)

ПКМ – выделение элемента

Shift-ПКМ – выделение нескольких элементов

B – выделение элементов при помощи прямоугольной области (Box)

C – выделение элементов при помощи окружности. Диаметр регулируется КМ. Снимается выделение нажатием на ЦКМ.

Z – каркасный режим, позволяет выделять элементы с обратной (невидимой стороны)

или можно выбрать пиктограмму «Limit selection to visible»

Выделить всё, снять выделение

A – выделение всего. Повторное нажатие снимает выделение.

Выделение всех точек грани

Alt-ПКМ

Объединить несколько точек в одну

Alt-M

Создать плоскость (полигон), ребро, объединить NURBS

F – создает плоскость между 3-4 вершинами; ребро между 2 вершинами; объединяет NURBS-поверхности

Разделить грань (нож)

K-ЛКМ – предварительно выделяем грань ПКМ, и режем появившимся инструментом

Добавить грань(-и)

Ctrl-R – добавляет грань, которую можно затем переместить. Если в процессе покрутить КМ, то можно сразу увеличить количество граней.

Специальные возможности с гранями

Ctrl-F – вызывает специальное меню

Добавить точку к Mehs

Ctrl-ЛКМ

Выдавливание

E – выдавливает плоскость (группу плоскостей) для Mesh-объекта, либо добавляет опорную точку для Кривой (Curve). При нажатой Z, позволяет вытягивать объект по оси, а не произвольно.

Нормали – увидеть направление

В окне настроек N выбираем закладку «Mesh Display» и ставим галочку в «Normals» - «Face»

Нормали – инвертировать направление

Меню «Mesh» > «Normals» > «Flip Normals»

или

в режиме «Face» выделяем A все полигоны и Ctrl-N выворачиваем все нормали наружу

Объединение объектов

Если в режиме «Edit Mode» добавить новый объект (Shift-A), то он становится частью объекта.

Отделение части от объекта (сепарировать)

P – отделяет выделенные вершины в отдельный объект

Отделить вершину (ребро) от других ребер объекта

V

Специальные операции над объектом

Wвызывает специальные операции преобразования для данного типа объекта

Пропорциональное редактирование вершин

O или панелька снизу окна

Добавить сглаживание (модификатор Subsurf)

Ctrl-1/2/3/4/5

Смена типа кривой

V – вызывает меню:

Automatic

Vector – изгиб становится прямым

Aligned – изгиб сглажен и рычаги на одной прямой

Free – рычаги независимы друг от друга

Toggle Free/Align

Добавить точку к кривой (продолжить кривую)

E или Ctrl-ЛКМ

Разделить кривую

W

Добавить точку на кривой

Выделяем две точки Shift-ПКМ, нажимаем W, выбираем Subdivide

Замкнуть кривую

Выбираем крайнюю точку и жмем Alt-C

Изменить наклон кривой (скрутить вдоль пути)

Ctrl-T – изменяет наклон

Alt-T – отменяет наклон

Скрывает/отображает опорную точку (поверхность)

H – скрывает опорную точку

Alt-Hотображает все точки

Отменить команду

U

 


Рендер

Рендер финальной сцены

F12

Показать последний рендер

F11

Окружение в виде панорамной HDR-фотографии

Закладка «World» (Окружение)

Активируем «Environment Lighting» (окружающее свечение) или «Ambient Oclusion».

Создаем новую текстуру. В закладке «Mapping» в параметре «Coordinates» выбрать «AngMap». Переключаемся в виде с «Texture» на «World» для просмотра результата и ставим в закладке «Influence» галочку в «Horiz». Переходим в закладку «World». Там устанавливаем галочку в «Real Sky».

Рендер выбранного участка

Shift-B - рендер сцены в выделенной области кадра.

Ctrl-Alt-B - снятие выделения области кадра для рендера.

 

Анимация

Добавить ключ анимации

I

Проигрывание анимации

Alt-A

«Слежение» одним объектом за другим

Ctrl-Tсоздает связь «Track to constraint»

Ctrl-T – Переключение единиц измерения на временной шкале "номер фрейма - временной интервал в секундах" (курсор должен находиться на временной шкале).

Alt-Tочистить привязку

Pose-режим

Ctrl-Tab – переключает в окно управления арматурой

Установка кадра анимации (сдвиг между кадрами)

Стрелки:

Вправо/Влево – сдвигают на 1 кадр вперед/назад

Вверх/Вниз – сдвигают на 10 кадров вперед/назад